azart_ude (azart_ude) wrote,
azart_ude

Поход на Соболиные озера - продолжение

Итак, опять про тур на Соболиные озера – жемчужину Хамар-Дабана.
Начало здесь.

Шли мы и шли, перебираясь через огромные коряги и буреломы, переходя через ручьи, забираясь повыше и спускаясь иногда к реке.
Попутно наблюдали красоты, иногда останавливаясь на короткие привалы.

Смотрела на все красоты кругом и думала: а недаром всякая шваль к нам сюда лезет, пытается не мытьем так катаньем внедриться к нам в Сибирь. Не, друзья, такую красоту, богатство и чистоту надо охранять пуще глаза. Этот лес, сопки, вода – наше богатство. Спасибо за это дерзким предкам.

Не смотря на то, что накрапывал дождь и веяло холодом от заснеженных сопок, идти с рюкзаком за плечами было жарко. У меня была мокрая спина – пот пропитал не только футболуи и тонкий свитер, но даже брезентовую ветровку! А вот когда останавливались на привал, я сразу начинала остывать и мерзнуть.
Местами тропа немного обустроена волонтерами «Большой байкальской тропы» . Здесь спуск выложен жердями.

Вот мы идем по каменной реке – это старое высохшее русло Снежной.  Река давным-давно ушла в другую сторону.

После опять пришлось забираться вверх. Преодолевая страх при крутых подъемах и спусках, я выработала свою «стратегию». Главное,  не смотреть вверх (или вниз). Потому что тогда ты ужаснешься и скажешь себе – да я же никогда не смогу туда забраться /спуститься.
Не надо никуда смотреть. Кроме первых двух «ступенек», будь то выступы на камнях, или торчащие из склона корни деревьев. И вот ставишь себе малые задачи – залезть на этот сук или камень. Потом на следующий, и так, обливаясь потом, хватаясь за корни и деревца, заползаешь практически на карачках наверх.
То же – при прохождении над реками по шатким мостикам.

Это Миша идет через один из ручьев.

По навесному мосту через шумную Селенгинку я просто выдыхала на каждый шаг по перекладинке и сосредотачивалась именно на досках, стараясь  не вглядываться в бурный поток внизу.

А некоторые на середине этого шаткого мостика над бушующей рекой еще и селфились :)

Но я забегаю вперед.
Вдоль шумного притока Снежной Селенгинки мы шли вторую часть пути после обеда.
А примерно в обеденное время мы прибыли на «базу».

Она построенная несколько лет назад кем-то из выдринских.  Попутно люди оказывают услуги, предоставляя катера, катамараны, спас.жилеты и прочую туристическую снарягу. На территории сделаны навесы для обеда, кострище, есть дрова, строит «двухкомнатная» палатка, недостроенное зимовье.

Хозяин базы, видать, атлет :) Ишь какую штангу себе соорудил

А на берегу – походная банька.

Когда мы пришли обратно с озер, наши мужики даже ее истопили, намылись знатно,  и еще в ледяную реку ныряли, экстремалы.

На базе никого не было.  Хозяева ушли, собаку забрали, хотя территория не сказать, что брошена - движок на месте, газовая плита и прочие хозяйственные мелочи.  Наверное, еще и потому, что туристы все же люди культурные, не будут мародерничать.
Мы хорошенько пообедали на базе и двинулись дальше.

А  дорога вдоль Селенгинки стала еще сложнее. Как я писала выше, переходили ручей Грохотун, потом и саму Селенгинку по висячему мосту.
Были моменты, когда тропка шла по краю ущелья. Вот я страху-то  натерпелась!

Короткий отдых после бешеного спуска.

К вечеру силы реально стали заканчиваться – все же с 3 часов ночи на ногах да по тайге – такого в моей практике еще не было.

Но вот мы и на Соболиных!! Ура! Красота!

Но остановку наш главный по походу Артем решил сделать на перешейке (озеро как бы состоит из двух озер, между которыми крошечный полуостров). А до него еще надо было добраться по берегу, как будто закиданному великаном громадными камнями.

По ним я уже буквально ползла, ножки-ручки подламывались, и это при том, что в моем рюкзаке кроме моих вещей не было ничего – продукты и палатки тащили другие участники похода.
На перешейке более-менее оборудованное место для стоянки – навес с надписью «приют пескаря», кострище.
На дальней сторне вернего озера виднелся какой-то светлый то ли домик, то ли навес. На старой советской карте примерно там же обозначено   зимовье. Но что это было – мы так и не узнали.

Мы поужинали, и я самая первая уползла спать.
Кстати, про еду.  Наш гид Артем продумал рацион, и на каждый день у нас было расписано, что готовим. Учтен был даже дессерт в виде сладостей.  Один раз был приготовлен офигенский компот из сухофруктов. Вообще, все в походе было ужасно вкусным – и рисовая каша на сгущеном молоке, и картофельный суп с тушенкой, и сало с хлебом.
Вот жаль, что ни у кого не было удочки с собой, потому что в Соболиных шумно плескалась крупная рыба, подозреваю, что хариус.
Ночь выдалась бурная, я проснулась от мужского громкого разговора и выстрелов ракетницы – мужики отпугивали медведя.  Лежала тихо, как мышь, закутавшись с головой в спальник.
А еще всю ночь шел сильный дождь и даже град. Хорошо, что не снег.  Наша «девичья» палатка была внутри мокрой от конденсата. Было неохота утром выбираться, но все же пришлось.
Вот такое оно было утро, в дождевиках, с припухшими рожицами :)

Настоящие мужчины, которые были с нами, даже в сырости быстро развели костер, сварили кашу и чай.
Кстати, как хорошо, что у нас в Сибири столько воды. Захотел попить – вот тебе река или озеро – пей, сколько хочешь, кипяти чай или вари суп. И вода в горных реках и озерах чистейшая и вкусная.

Перед завтраком обнаружили следы мышей и других грызунов на столе под навесом – они прогрызли пакетик с остатками майонеза и мешочек с пряниками. А хлеб не тронули. Гурманы, блин.
В наши планах было отдохнуть день на озерах, сходив налегке на водопад, но такая холодная  погода внесла коррективы. Да еще два наших мужчины «обезножили».  Артем и Алексей к озеру подходили  через боль – у обоих  было повреждено колено .
Артем предлагал не отходить от плана, дать отдых  ногам. И посетить водопад. Но большинство встревожились, что бесконечный дождь сделает обратный путь еще тяжелее, и мы не успеем за день вернуться в Выдрино.
Последние снимки на фоне Соболиного.

Решили дойти до базы, там заночевать. А наутро идти в Выдрино. Если б на месте оказались хозяева базы, мы планировали переправиться на иркутскую сторону на Теплые озера. Там тропа легкая, идти в удовольствие. Но этого не случилось – хозяева базы так и не появилсь.
Добравшись под дождем до базы, встретили там еще две группы сумасшедших туристов. Четверка опытных  походников под руководством великолепного фотографа-пейзажиста Игоря Глушко, и странная пара  плохо экипированных парней из Ангарска.
Мы ночевали в зимовье, и, как писала выше, кое-кто из парней скрасил себе дождливый вечер парилкой  в бане.

На другой день в 11.30 отправились в Выдрино.

По пути произошел неприятный инцидент – Алексей при перелазании через громадное поваленное дерево,  видимо, опершись на больную ногу, упал лицом на сук и рассек себе кожу над глазом и сильно ударился. Кровищи было море, мы все боялись, что  задет глаз, но, к счастью, как потом выяснилось в Выдринской больнице скорой помощи , это только лопнула кожа над глазом.  В общем, первую помощь в виде перевязки мы сразу  оказали.
Но вот урок – надо с собой брать в поход обезбаливающее. Не только таблетки, но и прыскалку с местной анестезией.
Парни по очереди тащили на себе рюкзак Алексея, Влад (из Иркутска) ушел вперед , чтобы потом подъехать за нами на своей машине.
В общем, все благополучно кончилось, финал нашего похода мы отметили в кафешке возле трассы, наевшись от пуза (готовят там хорошо) и надувшись пива.
Всего три дня мы были вместе – 7 человек в возрасте от 17 до 55. А, считай, пуд соли вместе съели, все показали себя в трудностях достойно.

Вот красавицы Люба, например – девушка тоже впервые пошла в такой поход, не особо представляя, во что ввязывается. И что? Не ныла, помогала охромевшим мужикам, поддерживала остальных, мне руку подавала, когда я уже ползла почти на карачках. Не роптала, хотя у нее был неудачный спальник, холодный,  не знаю, как она ночью спала в нем.

Юная Кристинка тоже была молодцом. Вот тебе и городская девочка - выносливая, отзывчивая, терпеливая и даже бесстрашная.

Про мужиков вообще молчу – я в восхищении от них. Серьезно. Всегда не любила разговоры про то, что настоящие мужичины вывелись или вымерли.  Не там ищете, дамы. Забудьте на время про важность маникюра и идите в какой-нибудь поход, там и увидите настоящих мужиков, да и про себя все поймете. В натуральных, так сказать, условиях, все люди – как на ладони, никаких долгих сроков не нужно, чтоб узнать, кто есть ху.
Вот за это тоже большое спасибо нашему походу на Соболиные.  Не знаю, позволит ли мне время еще раз пойти в поход с этой же отличной компанией, но очень хотелось бы.

P.S.Отличные фото Алексея из этого похода смотрите тут

Tags: Бурятия, красота, люди, наша прекрасная страна, природа

promo azart_ude october 16, 2019 17:42 6
Пока многие маются дурью и бегают на митинги "долой" и "мы тут власть!", незаметно для всех нас Госдума приняла закон об очередном ухудшении тнашей жизни за наш же счет. Я - про перевод всех многоквартирных домов на закрытое теплоснабжение. Нас очередной раз обдерут, и при…